МАОУ Альмяковская ООШ
О школе
Альмяковская начальная школа обрела новые стены в 1954 году. В праздничный для страны день 7 ноября она гостеприимно распахнула двери. Радостные ребятишки переносили книги, карты и глобус из жилого дома, приспособленного под обучение. Директор Сабанцев Александр Николаевич.
История школы
Затем к основному зданию добавилось ещё несколько: для начальной школы и мастерских, так как в 60-х годах местное лесозаготовительное предприятие разрасталось. Школа, уже десятилетка, была переполнена: 400 учащихся в 3 смены. Вечером училась рабочая молодёжь. При школе функционировал интернат для детей из соседних деревень: Нижняя Курья, Анга, Захарково, Таньково, Апсагачево, Совхозный, Кайлушка, Красноый Яр, Усть Юл. В 1959 году - первый выпуск 24 ученика. Активно работали учебный комитет и комсомол, дети регулярно выпускали школьные стенгазеты, вели переписку с пионерами Польши и ГДР под руководством Бойчука Мирослава Михайловича, сдавали нормы ГТО, играли в «Зарницу». У каждого ученика своё звание: радист, связист, разведчик и т.д. Командующим был учитель начальной военной подготовки и физкультуры Агафонов Александр Михайлович. Он же руководил акробатическим кружком. Ни один концерт не обходился без акробатических пирамид, танцевальных номеров, хорового пения. На биологическом кружке, под руководством Кравцова Петра Сергеевича делали чучела рыб. С мерзлой рыбы сдирали кожу, смазывали внутри, набивали ватой, зашивали и делали подставку. Ребята сами заготавливали дрова для школы. Вставали в лесу цепочкой, передавали друг другу поленья и грузили в телегу, запряженную школьной лошадью. Норма – 2 кубометра на ученика. Директор Орлов Михаил Митрофанович.
70-е годы названы «золотым периодом». Пионерская дружина имени героя-молодогвардейца Олега Кошевого: пионерские песни, костры, слёты, сборы, походы с ночёвками, концерты к любой знаменательной дате. По словам заведующего РОНО Шестакова В.М., здесь лучшая школьная мастерская под руководством Бутько Юрия Яковлевича. Директор Рычкова Полина Георгиевна.
В 80-е годы меняются времена. Уходит в прошлое комсомольская организация. Но пионерия продолжает свою деятельность, слеты пионеров остаются важным атрибутом воспитательной работы. В школе, уже основной, на первый план выходят политинформации, сборы макулатуры и берёзовой почки. Ежегодные смотры художественной самодеятельности между четырьмя школам нашего отдалённого «куста». На них отлично представлены кукольные спектакли, руководитель кружка Никитина Нина Михайловна, и акробатические номера, руководитель кружка Фадеева Галина Семёновна. Обе они выпускницы нашей школы. Участники волейбольного кружка и руководитель Булыгин Андрей Иванович ездили на соревнования в школу посёлка Новый. Директором школы работали Шутов Юрий Александрович и Бутько Валентина Андреевна.
В 90-х годах стираются старые идеалы, происходят вооруженные стычки в разных точках нашей страны. Идёт перестройка. На грани развала пионерия, хотя дети еще ходят в красных галстуках. Ребята делают первые шаги к самостоятельности. Им дается право побывать в роли хозяев школы: участвовать в самоуправлении. В стране начинают формироваться детские организации. Под руководством директора школы Макаренко Галины Николаевны популяризировалось участие в слётах Школьных лесничеств отряда «Лесные робинзоны». Им руководила Русинова Лариса Александровна. А ещё запомнилось сотрудничество с Первомайским ЦДОД в нашем любимом фестивале игровых программ «Непоседы». За 20 лет мы воспитали целое созвездие артистов: Рогожникова Римма, Попелыгина Катя, Костин Сергей, Ухалова Наташа, Панов Женя, Армянинова Света, Панова Наташа, Армянинов Саша, Суханова Надя, Бахтина Инна. Свою душу и эмоции в работу с артистами вложили руководители детской организации «Муравейник»: Гончарова Ольга Анатольевна, ставшая создателем, Лингевич Наталья Алексеевна, Медведева Юлия Сергеевна, Зайшлая София Мироновна.
В 2000-е гг. Директор Ключерова Галина Николаевна и завуч Хлебенкова Маргарита Петровна возглавили школу в непростой период реорганизации. На балансе появился автобус, теперь осуществляется подвоз средних классов из Апсагачевской школы. Возрождается активная кружковая работа. По вечерам в школе всегда полно ребятишек: подготовка к ежемесячным концертам, спектаклям, соревнованиям. Приходят и родители, помогают изготавливать декорации. Особенно памятен спектакль по сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде». Директор школы Панова Алла Николаевна и завуч Широких Марина Александровна активно развивают социальное проектирование. «Детская площадка», «Сохраним память», «Школьное самоуправление», «Живой уголок», «Наши предки для наших потомков», «Время выбрало нас», «Весёлые переменки», «Ёлка – школе» - все эти проекты были разработаны детьми и воплощены в жизнь. Активистами в этом деле стали Захарова Рита, Армянинова Оксана, Панова Вика, Захаров Дима, Бедо Витя. Ключерова Света, Иконникова Настя под руководством Ключеровой Галины Николаевны, Демаковой Татьяны Александровны представляют свои краеведческие и научно-практические исследования на конференции «Россия – это мы» в районе и области.
2010-е годы. Здание школы после капитального ремонта. Появились новая столовая и малый спортивный зал. Теперь уже все дети из Апсагачева учатся с нами. С требованиями времени в школе создана межпоселковая газета «Крепкий орешек», руководитель Хлебенкова Маргарита Петровна в сотрудничестве с сельским библиотекарем Романенко Марией Александровной и социальным партнёром Лайсом Иваном Николаевичем, нашим выпускником, а ныне предпринимателем и меценатом из п.Улу-Юл. Редакция газеты рассказывала жителям Альмяково и Апсагачево школьные новости, публиковались очерки о жизни односельчан, о сельской истории. «Мастерами пера» можно назвать ребят: Хлебенкову Яну, Романенко Ирину, Лайс Дарью, Романенко Алексея, Суханову Элю, Романенко Инессу, Никитина Артёма, Негодяеву Карину, Баранову Ольгу.
2020-е гг. Очень важны в наше время гражданственность и патриотизм. Под руководством директора школы Медведевой Юлии Сергеевны ребята вырабатывают именно эти качества. Готовят проекты, участвуют в акциях, становятся лидерами. Это наши дети: Медведев Саша, Захарова Даша, Комаров Егор, Фильков Максим.
2023г. Директор Хлебенкова Маргарита Петровна. В образовании бум детских объединений. У нас появляются Движение Первых, Орлята. В школе работает Центр детских инициатив, Центр гражданского образования, Медиацентр. Ребята заняты в работе ЮИД, волонтёрской деятельности. Мы вступили в эру цифровизации.
Образование и формы обучения
В современном мире родителям и детям предоставлен выбор из нескольких форм обучения. Помимо очной формы обучения, наиболее распространённой сегодня, есть и такие формы образования как семейное образование, самообразование, экстернат и очно-заочное обучение. В нашей организации очная форма обучения, она заключается в том, ребёнок каждый день ходит в школу, и все предметы без исключения изучает в школе. Ребёнок, помимо родительского контроля, ещё и находится под контролем учителей, которые вовлекают его в учебный процесс. Задача родителей облегчается. Эта форма хороша для тех, кто не может правильно организовать себя, кто нуждается в контроле, который не могут полностью обеспечить родители. Также эта форма обучения необходима тем, у кого серьёзные пробелы в знании предметов, и на самостоятельное их изучение потребуется очень много сил и времени.
Программа развития
1.Пояснительная записка
Настоящая Программа развития «Обучение, воспитание, развитие детей в условиях сельской малокомплектной школы» представляет собой нормативно-правовой документ, представляющий стратегию и тактику развития школы, охватывающих изменения в структуре, технологиях образования, системе управления, организационных формах образовательной деятельности.
Система совершенствования управления сельской малокомплектной школой в настоящее время занимает важное место в сфере образования. Само существование малокомплектной школы порождено социально-экономическими проблемами села, связано с его прошлым и будущим, содержит ряд специфических проблем. В последние годы выявлено существенное сокращение численности населения на селе. Значит, будет увеличиваться и число школ с малой наполняемостью. Таким образом, малокомплектная сельская школа является своеобразным селообразующим фактором.
Социально-структурные, общественно-идеологические факторы заключаются в том, что состояние и уровень работы сельской школы существенно влияют на социальное развитие села, закрепление молодежи, решение демографических проблем в деревне, повышение культурного и профессионального уровня сельского населения.
В результате перед школой поставлена задача создания условий для обеспечения качественного и доступного образования независимо от места проживания, создание равных возможностей для обучения, воспитания и развития, социальной защиты детей дошкольного возраста, обучающихся, молодежи села. Данная Программа предусматривает совершенствование такой образовательной среды, которая позволила повысить эффективность образовательного процесса, его качество и как следствие, обеспечила успешное социально-профессиональное становление выпускника общеобразовательной школы. В последнее время проблема качества образования существенно обострилась в связи со стремительными переменами, происходящими как во всех областях жизни современного общества, так и в самой образовательной сфере. Повышение качества стало ключевой идеей новой философии образования. Особенно сильно стала ощущаться потребность в повышении качества, эффективности средств его достижения и управления им при нарастающем рассогласовании между условиями существования и развития общества и неспособностью системы образования быстро адаптироваться к этим изменениям. Чарльз Дарвин считал, что выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Социально-экономические перемены начала 21 века актуализировали проблему учить по–новому, а обучаться всю жизнь. Сегодня важно сосредоточиться на том, чтобы не увеличивать объем информированности учащихся в различных предметных областях, а помочь школьникам самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Решению этой проблемы и должно способствовать повышение качества образования.
В программе раскрываются приоритетные цели и задачи, содержание деятельности образовательного учреждения на ближайшие годы. Программа составлена исходя из анализа социума, социального заказа родителей, учебно-воспитательной работы, ресурсного обеспечения МАОУ Альмяковская ООШ.
Образовательный процесс в школе строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, принципа творчества и успеха, доверия и поддержки. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс индивидуализации образования, поэтому усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
В Программе определены стратегия и тактика развития, выделены главные направления, планируемый результат, критерии оценивания программы.
На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования выступает разработка и создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого учащегося в рамках учебно-воспитательного процесса в школе.
Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, конкурентноспособных, готовых генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение перехода образовательного процесса школы на качественно новый уровень. Данная задача наиболее эффективно решается в условиях:
-создания современной информационно – образовательной среды;
-развивающего и воспитывающего обучения, в основе которого заложена личностно-ориентированная направленность;
-комплексного применения инновационных образовательных технологий;
-модернизации образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности обучающихся;
- нового представления «качественного образования»;
-непрерывности образования;
-реализации каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала;
-укрепления единства образовательного пространства.
Основными направлениями развития образовательных организаций в свете 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» являются:
- введение федеральных государственных образовательных стандартов;
-формирование культуры здорового образа жизни всех участников образовательных отношений;
-создание оптимальной системы управления в школе;
-расширение открытости образовательной организации;
-перестройка технологического процесса за счет использования инновационных методов обучения;
-создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждым учащимся своей стратегий поведения, направлений самореализации и самосовершенствования;
-расширение спектра дополнительных образовательных услуг