Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую.
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Основными направлениями ранней профилактики являются:
1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.
2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.
3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.
Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.
4. Здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.
Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:
- осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
- выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
- оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам группы риска;
- консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим;
- методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.
Следовательно можно выделить следующие направления действия:
- диагностическое;
- психокоррекционное;
- оздоровительное;
- учебно-воспитательное;
- социально-правовое;
- консультационное;
- научно-методическое;
- социально-аналитическое и просветительское.
В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей в школе разработана программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и работе с социально-неблагополучными семьями и детьми.
Педагогическими работниками используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися, а именно: изучение особенностей личности подростков, посещение на дому с целью контроля за подростками, их занятостью в свободное от занятий время, а также каникулярное время, выяснение уровня подготовки учащихся к занятиям, вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность школы.
Администрация школы, классные руководители осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ПДН, внутришкольном учете.
Причины постановки на внутришкольный профилактический учёт:
- учащийся неоднократно нарушал Устав школы, правила поведения учащихся школы;
- учащийся пропустил до 50% учебного времени по неуважительной причине;
- учащийся уходил из дому;
- учащийся неоднократно совершал мелкое хулиганство во время образовательного процесса;
- учащийся замечен при попытке употребления психоактивных веществ, алкоголя.
Одним из важных факторов профилактики правонарушений является занятость учащихся в свободное время, поэтому большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, вовлечению подростков в кружки и секции. В настоящее время в нашей школе функционируют спортивные секции, кружки. В рамках реализации программы ФГОС, организована внеурочная деятельность, включающая в себя широкий спектр внеклассной работы с учащимися по разным направлениям. При проведении школьных мероприятий (согласно плану работы школы) и классных мероприятий (по плану воспитательной работы классных руководителей), классные руководители и учителя-предметники стараются вовлечь всех обучающихся в проведение различных мероприятий (в предметные олимпиады, спортивные мероприятия, конкурсы, викторины и т.д). Иногда мероприятия проводятся совместно с сельской библиотекой.